Интервью с Павлом Башмаковым (Stanfy) про мобильную коммерцию в Украине

Екатерина Коламбет
28.03.2012 8 621 6
(4,64 из 5 на основе 11 оценок)
Loading ... Loading ...
A A A
http://blog.netpeak.ua/bashmakov_interview/

Дата последнего обновления: 22.02.2016

Сегодня мы поговорим о мобильной коммерции с Павлом Башмаковым — директором Stanfy (г. Киев). Наверняка на вашем смартфоне установлено хотя бы одно приложение, которое разработали в этой компании. А если нет, то однозначно стоит установить :)

В портфолио Stanfy — мобильные приложения для платформ Android и iOS: «Планета Кино IMAX», КиноПоиск, JUICE Music, «Вино и Еда», «Мой Киевстар», «Обозреватель», Tochka.net, hotline.ua, UA Today, Kazantip, «Украинская правда», Podrobnosti.ua, UBR News, EasyFinance и многие другие.

Так как наш блог про продвижение в том числе, расскажи максимально подробно и раскрывая абсолютно все карты, как продвигать приложения в App Store? :)

— Их можно продвигать разными способами. Кто-то на вирусную составляющую рассчитывает — когда нужно пригласить друга для какого-то действия. Кто-то «идет» обычными методами PR и работает с журналистами профильных изданий. Кто-то делает ставку на тот же PR, только покупает размещение обзоров на разных сайтах по этой тематике. Кто-то покупает баннерку или даже контекст, как мобильного, так и «большого» интернета и конвертирует их в установку. А кто-то пользуется сетями бот-нетов, чтобы прокачать приложение и поднять его в топ магазина приложений в Apple и Android Market (Play). Кто-то продвигает кросс-маркетингом — через другие свои приложения, платные или бесплатные. Все сводится, как и везде, к трафику и его конвертации в установки.

А в Android Market?

— Всё так же.

Используются ли в приложениях какие-то вирусные механики, для лавинного распространения самого приложения (facebook, twitter, vk)?

—  Конечно. Например, из последнего нашумевшего — игра Draw Something, в которую самому не поиграешь и очень желательно приглашать своих друзей. Это и создает лавину распространения приложения и стало одним из кирпичиков в успехе OMGPOP.

Есть ли смысл украинским компаниям с точки зрения повышения продаж делать ПО на мобильные платформы? Или же только с целью брендинга и повышения лояльности?

— Не знаю. Нужно пробовать и смотреть результаты. Из украинских успешных кейсов могу назвать Hotline, который окупил приложение за 6 месяцев и очень доволен результатом. Автоцентр тоже доволен всей своей мобильной историей. Тануки тоже очень доволен результатами продаж через приложение в России.

Fab.com вообще видит пользователей iPad очень классными покупателями и через 2 года ожидают, что они им будут приносить до 25% дохода. Эта аудитория с деньгами и умеет платить, вот это важно.

Есть ли какие-то данные о том, насколько увеличилась лояльность клиентов или насколько их становится больше после запуска приложения?

— У нас нет таких данных.

Расскажи одну хеппиэнд-стори и одну неудачную историю про клиента, его ПО и достижение (или «недостижение») его бизнес-целей?

— Большинство проектов заканчивается хэппиэндом. Из успешных можно назвать тот же Hotline, о котором я уже упоминал, а еще IMAX, который вышел недавно с возможностью купить билет в кино сразу же с iPhone и не распечатывая — его считают на входе с экрана. Пользователям нравится, они покупают билеты и вообще для многих было удивление, что в нашей стране такое смогли сделать.

Из неудачных могу назвать одно iPad приложение — в том случае был сложный клиент с постоянно меняющимися требованиями, где мы так и не смогли выйти на нормальную коммуникацию и отказались от проекта.

Какие системы аналитики рекомендуют в Stanfy для сбора статистики использования программ?

— Мы используем Flurry. Еще можно использовать системы, которые анализируют статистику из аккаунта iTunesConnect — такие, как AppFigures, например.

Какие метрики в принципе позволяют отслеживать сервисы статистики для мобильной коммерции?

— Много чего — сессии, пользователи, установки, любые события с параметрами, по которым можно потом смотреть срезы и пути прохождения пользователя по приложению.

Сейчас происходит бурный рост рынка разработки ПО для мобильных гаджетов. Каждый день появляются новые компании и за тысячи долларов хедхантят друг у друга лучших сотрудников. Все действительно такое «горячее» или это очередной мыльный пузырь? Не повторим судьбу голландских тюльпанов?

— Действительно горячее! Эта сфера будет активно развиваться еще минимум 3-4 года, так что можно бежать. А про судьбу голландских тюльпанов я ничего не знаю :)

А зачем делать ПО на заказ, когда можно сделать проект (игру или приложение другого типа) и зарабатывать с нее?

— Можно, и мы над этим работаем. Но это будет другой бизнес, а разработка софта на заказ пока никуда не денется.

Что ты думаешь о потенциале Samsung Bada?

— Ничего не думаю. Мы немного пописали под эту платформу, потом заказов не было, от нас ушел разработчик, который с ней разобрался и мы забыли про нее. Запросы на нее почти не приходят.

Какая платформа популярна среди клиентов Stanfy?

— Android и iPhone. Последние полгода заказов приложений под Android было особенно много.

На какой платформе лучше всего выпускать приложение для какого-то сервиса? Почему?

— Сложный вопрос. И там, и там есть люди. Где-то больше, где-то меньше. Где-то более активные, где-то менее. Где-то умеют платить, где-то нет. Где-то большая фрагментация, где-то не очень и т.д.

Нужно смотреть на вашу бизнес-модель, предложение, пользователя и каналы поступления дохода или выгоды от сервиса и потом принимать решение. Также нужно учитывать размер ваших инвестиций, сколько вы готовы потратить, хватит ли у вас денег на все платформы или только на некоторые.

И все-таки, кто кого победит и когда — Android или iOS?

— Чем победит, пользователями или деньгами? Android победил пользователями, но софтом и деньгами пока проигрывает. iOS очень крепко держит первенство в планшетах, в количестве денег для разработчиков и в качестве софта для пользователей.

В портфолио Stanfy есть известные имена. Вы сами находите клиентов или они находят вас?

— Они находят нас, в Украине и России мы не ищем самостоятельно клиентов. Мы сейчас ищем на западе.

А как мотивируете клиентов заказать моб. приложение? Ведь по некоторым данным доля смартфонов в Украине составляет всего 9%.

— Когда к нам приходят, они уже что-то хотят. Наша задача их грамотно провести через все эти лабиринты платформ, «аппсторов» и выбрать оптимальный путь для продукта и сервиса.

Сколько человек работают над среднестатистическим проектом? Кто именно?

— В среднем — 5 человек. Аккаунт отвечает за отношения с клиентом, договора и т.д. Менеджер проекта выступает главным ведущим проекта для клиента и для команды. 1-2 разработчика. Дизайнер. Тестировщик.

Как часто заказчик приходит с набросками по созданию брендированного приложения? Или чаще приходится делать их самим?

— Немногие приходят с набросками, обычно приходят с описанием в 1-2 предложения.

«Проповедуете» ли вы принципы Gamification? Есть ли в Stanfy свои наработки на этот счет?

— Мы верим в этот тренд, особых готовых наработок нет.

На конференции «8Р» ты обещаешь рассказать много интересного. Можешь вкратце поведать о сложностях рекламодателей/агентств при работе с мобильной аудиторией?

— Ну, тут все просто — аудитории мало, стоит дорого, мало кто умеет это «готовить» и разбираться пока не выгодно. «Поэтому пойду куплю обычного контекста, баннерки или SMM — это понятней». Все ждут охвата и рынку еще нужно время.

Какой компанией ты видишь Stanfy в будущем? :)

— Команда профессионалов, которые делают крутые проекты клиентам и запустили несколько своих успешных продуктов.

Недавно мы опубликовали 5 фактов про мобильную коммерцию:

1. 52% владельцев планшетов предпочитают делать покупки онлайн, используя именно планшеты, в то время как 40% предпочитают все же использовать стационарные ПК.

2. 88% пользователей, которые ищут товары на мобильных устройствах, совершают покупки в течение суток.

3. В случаях, когда потребители используют мобильные устройства (а не ПК и ноутбуки), показатель CTR выше на 45%.

4. Согласно данным Google Mobile Ads, поиск на ПК и ноутбуках осуществляется обычно в рабочее время, а вот на мобильных устройствах – ночью.

5. Гаджеты генерируют 30% трафика всех социальных медиа. Этот «кусок пирога» в 2011 году составил более 42-х миллионов людей, которые регулярно сёрфят сеть, используя мобильные браузеры, в то время как 38.5 миллионов используют мобильные приложения.

И возник следующий вопрос: как обстоят дела в нашей стране, при нашем-то менталитете?

— В принципе все так же и при нашем менталитете. Не уверен точно про 1 и 2 пункты, а вот насчет пользования вечером, пользования приложениями/вебом и большим CTR — всё так и есть, это мы сами наблюдали.

Спасибо за интересную беседу и до встречи в июле на конференции «8Р» :)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом: выделите её и нажмите Ctrl + Enter или .

  • http://www.facebook.com/people/Михаил-Савелич/100000255501941 Михаил Савелич

    Как по мне, то бум мобильных устройств и приложений к ним очень смахивает на пузырь доткомов. Доткомы продержались 6 лет. Посмотрим как будет с этой сферой.

    P.S. У самого смарт и планшет на Android, хочу купить ipad. Ни раз покупал приложения на Google Play :)

  • http://www.facebook.com/bashmakov Pavel Bashmakov

    Михаил, это правда, не все приложения выживут, как и в доткоме. Но устройства останутся и пользоватся ими люди будут. А значит и будет место для стартапов, разработчиков, сервисов и т.д.
     Вы молодцы, что покупаете софт на Google Play, разработчики этого софта вам будут благодарны:)

  • http://www.facebook.com/rodion.bronnikov Rodion Bronnikov

    Павел, спасибо за интересное интервью! Если можно — 2 вопроса:

    1. Android-приложение AlterGeo. В Вашем портфолио оно указано как Ваше ( http://stanfy.com/altergeo-android-details.html ), а на GooglePlay — как самих AlterGeo ( https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.altergeo&feature=search_result#?t=W251bGwsMSwxLDEsInJ1LmFsdGVyZ2VvIl0. ) Как Вы это прокомментируете?

    2. Пользуюсь Вашими Android разработками — AlterGeo и КиноПоиск. Кинопоиск «летает», а AlterGeo очень заметно тормозит (хотя интерфейс и юзабилити — на высоте). Что это — результат низкого бюджета заказчика?

    • http://www.facebook.com/bashmakov Pavel Bashmakov

      1) Stanfy — разработчик приложения, а AlterGeo наш клиент, он может постить прложение от своего имени.
      2) Это результат многих модификаций и постоянного обновления проекта, который скоро будет улучшен еще раз. Проект развивается уже 2.5 года, и за это время пережил много реирканаций.

  • http://motivazzia.com/ Болтян Евгений

    Супер, мне кажется взлет этой индустрии еще покажет себя. Как вы думаете?

  • http://www.facebook.com/margarita.pokrovskaya Маргарита Покровская

     Риторический вопрос :) То ли еще будет :)